Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека


Управление Роспотребнадзора по Кировской области

Международный день защиты персональных данных

28 января 2024 08:00:00 | защита прав потребителей

Целью Дня защиты персональных данных является повышение осведомленности и пропаганда приватности и лучших способов защиты данных.

Эта дата отмечается с 2006 года в честь подписания 28 января 1981 года Конвенции Совета Европы «О защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных». В некоторых странах этот день называют также «Днем конфиденциальности».

В связи со стремительным развитием информационных технологий во всём мире проблема защиты персональных данных граждан с каждым днём становится всё более актуальной.

В Российской Федерации основные принципы обработки и защиты персональных данных определены Федеральным законом «О персональных данных». Органом, уполномоченным по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Между тем, Управление Роспотребнадзора по Кировской области информирует, что и в сфере защиты прав потребителей уделено существенное внимание вопросам правовой защиты персональных данных потребителей. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2022 № 135-ФЗ в статью 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Так, продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.

При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, в письменной форме (в том числе в форме электронного документа) продавец (исполнитель, владелец агрегатора) должен предоставить такую информацию в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования.

Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) предоставляет информацию потребителю в той форме, в которой предъявлено требование потребителя о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, если иное не указано в этом требовании.

При предъявлении потребителем требования о предоставлении информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, в устной форме такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.

Что же такое персональные данные

Основное понятие закреплено в Федеральном законе РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Сюда можно отнести всю информацию, которая так или иначе связана с личностью человека: Ф.И.О., пол, дата рождения, паспортные данные, образование, место жительства, номер телефона, электронный адрес, ссылки на соцсети, место работы, должность, размер заработной платы, реквизиты банковской карты, фотографии, по которым можно узнать обладателя.

Персональные данные разделены на 4 категории: общие, специальные, биометрические и иные. В список не попали логины и пароли, но они служат средством для защиты личной информации и тоже нуждаются в бережном отношении.

Какие способы защиты персональных данных существуют

1) Используйте длинные пароли, состоящие из цифр, строчных и заглавных латинских букв, специальных символов. Не стоит зашифровывать в пароле дату рождения, Ф. И. О., это легко разгадать. Для каждого ресурса должен быть свой пароль. Чтобы не забыть комбинацию, ее можно записать, но никто не должен получать доступ к носителю.

2) Подключите двухфакторную аутентификацию в социальных сетях. После введения логина и пароля система попросит дополнительно подтвердить вход — например, через пароль по СМС.

3) Не переходите по подозрительным ссылкам, используйте сайты только с защищенным соединением (с замочком в адресной строке). Мошенники часто подделывают сайты для оплаты — например, под видом штрафа дают ссылку на специальную платежную форму, откуда получают нужные сведения. Используйте для оплаты проверенные банковские онлайн-сервисы. Они гарантируют конфиденциальность данных и шифрование при передаче, которое позволяет избежать утечек.

4) Используйте разные почтовые ящики для личной переписки и для регистрации в интернет-магазинах. Так вы защитите себя от спама и ограничите доступ мошенников к информации.

5) Используйте последнюю модель антивируса, чтобы проверять ПК на уязвимости. Вредоносные программы способны похищать ценные сведения прямиком с вашего компьютера.

6) Очищайте куки в настройках браузера время от времени. Лучше ввести данные повторно, чем позволить мошенникам украсть сведения и использовать их против вас.

7) В целях безопасности минимизируйте информацию о себе в открытых ресурсах: сделайте соц.сети закрытыми для посторонних, не привязывайте лишний раз номер телефона или электронную почту в магазинах, не выкладывайте в сеть фото документов.


Подводя итог, призываем граждан внимательно и осторожно относиться к передаче своих персональных данных, как в различных организациях, так и во всевозможных социальных сетях, обучать детей с раннего возраста культуре обращения с персональными данными!




Возврат к списку новостей