Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека


Управление Роспотребнадзора по Кировской области

Информация для потребителей: возврат товара надлежащего качества

4 мая 2017 14:18:03 | защита прав потребителей

В Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) периодически поступают, как в устной, так и в письменной форме, обращения потребителей по поводу разъяснения правомерности действий продавцов в части не возврата денежных средств за товар, который не подошел по форме, габаритам, цвету, размеру. В связи с этим, Управление разъясняет следующее.

В соответствии со ст.25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Из части 2 статьи 25 Закона следует, что в случае, если аналогичный (удовлетворяющий потребителя) товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

При этом, предъявление требований, предусмотренных ст. 25 Закона, возможно при наличии нескольких условий:

- если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;

- требование о замене предъявлено покупателем в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки товара;

- товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ (при этом в случае отсутствия названных документов потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания для подтверждения факта покупки);

- товар не входит в перечень продукции, не подлежащей обмену по основаниям ст. 25 Закона (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55).

По своему гражданско-правовому смыслу ст. 502 Гражданского кодекса РФ, ст. 25 Закона и Перечень регулируют отношения, связанные с процедурой (порядком) реализации потребителем своего права на обмен непродовольственного товара надлежащего качества по исчерпывающим основаниям (размер, форма, габариты, фасон, расцветка, комплектация), не позволяющим использовать этот товар по назначению.

В любом случае при решении вопросов, связанных с обменом того или иного товара, необходимо исходить из того, что данный Перечень непродовольственных товаров разработан во исполнение положений ст.25 Закона и касается лишь правовых аспектов реализации прав потребителя на обмен товара надлежащего качества, при условии соблюдения требований, изложенных в абз. 3 ст. 25 Закона.

Соответственно, потребитель может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы только в случае, если им первоначально было заявлено требование об обмене, которое не было удовлетворено продавцом по указанным в Законе причинам.

Вместе с тем, в случае, если данные требования Закона потребителем соблюдены, он вправе обратиться к продавцу с требованием об обмене приобретенного товара надлежащего качества на аналогичный товар. При этом, по соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. В связи с этим, продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

При неудовлетворении продавцом законных требований потребителя в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в суде.

Исковое заявление может быть направлено в суд по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора, либо по месту жительства потребителя.

При обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав (ст. 17 Закона).

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в ходе судебного рассмотрения дела каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В случае реализации потребителем права на судебную защиту, защита прав потребителей Управлением возможна в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ее взаимосвязи с п. 5 ст. 40 Закона, согласно которым, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) периодически поступают, как в устной, так и в письменной форме, обращения потребителей по поводу разъяснения правомерности действий продавцов в части не возврата денежных средств за товар, который не подошел по форме, габаритам, цвету, размеру. В связи с этим, Управление разъясняет следующее.

В соответствии со ст.25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Из части 2 статьи 25 Закона следует, что в случае, если аналогичный (удовлетворяющий потребителя) товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

При этом, предъявление требований, предусмотренных ст. 25 Закона, возможно при наличии нескольких условий:

-    если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;

-    требование о замене предъявлено покупателем в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки товара;

-    товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ (при этом в случае отсутствия названных документов потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания для подтверждения факта покупки);

-    товар не входит в перечень продукции, не подлежащей обмену по основаниям ст. 25 Закона (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55).

По своему гражданско-правовому смыслу ст. 502 Гражданского кодекса РФ, ст. 25 Закона и Перечень регулируют отношения, связанные с процедурой (порядком) реализации потребителем своего права на обмен непродовольственного товара надлежащего качества по исчерпывающим основаниям (размер, форма, габариты, фасон, расцветка, комплектация), не позволяющим использовать этот товар по назначению.

В любом случае при решении вопросов, связанных с обменом того или иного товара, необходимо исходить из того, что данный Перечень непродовольственных товаров  разработан во исполнение положений ст.25 Закона и касается лишь правовых аспектов реализации прав потребителя на обмен товара надлежащего качества, при условии соблюдения требований, изложенных в абз. 3     ст. 25 Закона.

Соответственно, потребитель может отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы только в случае, если им первоначально было заявлено требование об обмене, которое не было удовлетворено продавцом по указанным в Законе причинам.

Вместе с тем, в случае, если данные требования Закона потребителем соблюдены, он вправе обратиться к продавцу с требованием об обмене приобретенного товара надлежащего качества на аналогичный товар. При этом, по соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. В связи с этим, продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

При неудовлетворении продавцом законных требований потребителя в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в суде.

Исковое заявление может быть направлено в суд по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора, либо по месту жительства потребителя. 

При обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав  (ст. 17 Закона).

Согласно  ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в ходе судебного рассмотрения дела каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.  

В случае реализации потребителем права на судебную защиту, защита прав потребителей Управлением возможна в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ее взаимосвязи с п. 5 ст. 40 Закона, согласно которым, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 



Возврат к списку новостей