|
80 годовщина Победы в Великой Отечественной войнево время Великой Отечественной войны
Война резко изменила все направления санитарно-просветительской работы. Существенно сократились кадровые резервы и число задействованных в систематической санпросветработе сотрудников. Персональный состав учреждений санитарного просвещения пополнился молодыми врачами и лицами без медицинского образования (педагоги, биологи). Значительная их часть ещё не получила специальной подготовки и не имела опыта практической работы в вопросах санитарного просвещения. К 1943 году бюджетное финансирование домов и пунктов санитарного просвещения было снижено более чем в 2 раза и восстановится только в послевоенные годы. Недооценивая значение санитарного просвещения в военное время, в ряде тыловых территорий часть домов было вовсе закрыто.
В предвоенное время санитарное просвещение конечно включало в себя санитарно-оборонную тематику. Огромная работа проводилась в рамках программ ГСО. Однако изменение условий труда и быта в обстановке постоянных воздушных тревог, а также необходимость в кратчайшие сроки обучить большое количество граждан (и особенно, санитарный актив) приемам оказания первой медицинской помощи потребовала перестройки организации санпросветработы.
Содержание санитарно-просветительских материалов было сконцентрировано на оборонных профилактических мероприятиях в период военного времени (первая помощь при ранениях, ожогах, поражениях боевыми отравляющими веществами), методах предотвращения вспышек эпидемий, особенно паразитарных тифов, кишечных и детских инфекций, расширение пропаганды донорства крови. В условиях перебоев продовольствия тематика предполагала вопросы безопасного потребления дикорастущих растений. Была усилена работа по охране здоровья матери и ребенка. Наряду с этим не упускались такие вопросы, как борьба с туберкулезом, венерическими болезнями, профессиональными заболеваниями. Таким образом, содержание санитарного просвещения отражало все актуальные задачи здравоохранения, характерные для военного времени.
Задача ликвидации и предупреждения эпидемий требовала активного участия в этой работе всего населения. Благодаря организации просвещения по участковому принципу удавалось достичь высоких охватов санитарно-просветительскими мероприятиями всех категорий граждан. Ведущим методом выступала устная агитация через беседы и доклады участковых медицинских работников, направленные на привлечение населения к практическому участию в проведении оздоровительных мероприятий. Значительное развитие получил метод громкого чтения готовых инструкций активистами санотрядов и партийными агитаторами. ![]() Издательство «Советская Россия». Для радиовещания подготавливались короткие информационные сообщения и радиолозунги. В для массовой демонстрации создавались короткометражные, на 5-8 минут, киноплакаты. В ряде городов и областей получила развитие практика использования готовых аудиторий, например, фойе кинотеатров, различного рода курсов, конференций, совещаний, организуемых местными организациями и учреждениями.
![]() Выставочная экспозиция ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотрбенадзора Некоторые работники санитарного просвещения проявили большую изобретательность в изыскании новых методов и форм работы, направленных на оживление санитарного просвещения и преодоление связанных с войной трудностей с изданием материалов для санитарно-просветительной работы. В этом отношении особенно отличался Кировский областной дом санитарного просвещения: за неимением бумаги он использовал бумажные обрезки; вместо листовок выпускал «требования», коротко, по-деловому требующие выполнения санитарных правил, необходимых для предупреждения заразных заболеваний. С учетом экономии ресурсов печати и дефицита бумаги, на предприятиях выпускались самодельные сатирические стенгазеты о санитарных неполадках на производстве и в быту, в школах выпускались газеты «Школьный крокодил», устраивались конкурсы «Азбука санитарной культуры». ![]() На «книжной полке» ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора — здесь. Для большего эмоционального воздействия санитарно-просветительских изданий появились плакаты с рифмованным текстом, иллюстрированные сценами житейской драмы. Таков, например, плакат «Моя большая вина», который рассказывает об ошибках матери, потерявшей ребенка от дифтерии. ![]() Изображение ФГБУ культуры и искусства «Военно-медицинский музей» Министерства обороны Российской Федерации За время войны получили широкое распространение выставки, организуемые домами санитарного просвещения путем монтажа экспозиций из плакатов, фотографий и текстов. Таким образом можно было увеличить срок использования плакатов, а также мобилизовать архивы плакатов и фотографий и т.п. В ряде областей (Кировской, Якутской, Казани и др.) имело место устройство на площадях и рынках щитов-плакатов из фанеры. Также был возобновлен способ воспроизведения печатных текстов при помощи готовых трафаретов, подготовленных Центральным институтом санитарного просвещения. Также в 1941 году Институтом санитарного просвещения выпущена уникальная экспериментальная серия грампластинок с лекциями санитарно-просветительской направленности. Авторами текстов были известные деятели отечественной медицинской науки, здравоохранения, опытные врачи — популяризаторы гигиенических знаний. Лекции озвучил самый известный диктор СССР - Юрий Борисович Левитан.
Санитарная агитация и пропаганда военного времени не были бы настолько эффективными, если бы они не опирались на общественный санитарный актив. В феврале 1942 года Государственный Комитет Обороны обязал органы здравоохранения создать институт общественных санитарных инспекторов (ОСИ), основной задачей которых являлась помощь органам здравоохранения в борьбе за санитарно-эпидемиологическое благополучие тыла и фронта. В школах дейтсвовал общественный санитарный актив, который проводил разнообразные и содержательные санитарно-культурные мероприятия, во время войны вновь возродились «профилактические дни», «декадники», «месячники чистоты», «воскресники», «санитарные походы». ![]() Благодаря близости к населению санитарному активу часто удавалось с успехом проводить такие мероприятия, которые было чрезвычайно сложно осуществлять медицинским работникам: выявление педикулезных больных и привлечение их для санитарной обработки, помощь в проведении профилактических прививок, особенно в условиях деревни, выявление заболевших и их своевременная госпитализация, обработка очага и наблюдение за ним, контроль за соблюдением чистоты в общежитиях, школах, яслях и т.п. Чрезвычайным противоэпидемическим комиссиям и органам здравоохранения удалось добиться постройки большого количества бань, дезинсекторов, в частности, потому что они сумели разъяснить населению необходимость этих мероприятий. Здесь санитарная агитация была одним из основных элементов работы.
Участковый принцип, мобилизация санитарного актива, методическое и научное обеспечение со стороны Института санитарного просвещения и сети домов санитарного просвещения, развитие новых форм и методов, а главное — вовлечение широких масс в дело общественного здравоохранения позволили не уменьшить, а наоборот нарастить дело санпросветработы в тяжелейшее для страны время. Библиография:
|