Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека


Управление Роспотребнадзора по Кировской области

О правилах продажи товаров

20 апреля 2022 08:27:00 | защита прав потребителей

В связи с систематическим наличием в поступающих обращениях ссылок на Правила продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, Управление Роспотребнадзора по Кировской области обращает внимание, что с 1 января 2021 года действуют новые Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее — Правила).

Кроме того, ряд правил, регулирующих отдельные виды торговли, с января 2021 года также не применяются, в частности:

— Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утв.постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 № 569;

— Правила продажи товаров по образцам, утв.постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918;

— Правила продажи товаров дистанционным способом, утв.постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.

В новых Правилах сохранены ранее действующие нормы, закрепляющие ключевые права потребителей и обязанности продавцов относительно доведения информации о товаре, выдачи (направления в электронном виде) кассового или товарного чека, контрольного взвешивания или измерения товаров, отпускаемых за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.), размещение текста Правил в наглядной и доступной форме по месту обслуживания потребителей.

При этом Правила содержат и ряд полезных новелл, продиктованных практикой применения ранее действующих правил:

1) Непосредственно на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации (пункт 2 Правил). Таким образом, любой потребитель, ссылаясь на данную норму, вправе зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке.

2) При дистанционном способе продажи товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях (п.14 Правил).

3) При доставке товара, приобретенного дистанционно, он передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя — любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа (п.20 Правил). Таким образом, родственникам или совместно проживающим с потребителем лицам не требуется предъявление доверенности, паспорта или иных документов. Однако, договором могут быть предусмотрены более строгие правила (например, при доставке дорогостоящих товаров).

4) Правила допускают, что расходы на возврат товара надлежащего качества не всегда несет потребитель, так как договором могут быть установлены ситуации, когда потребитель освобожден от оплаты доставки товара продавцу. При этом возврат некачественного товара всегда производится за счет продавца.

5) В случае приобретения технически сложных товаров бытового назначения, текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, животных, растений или мебели, если кассовый чек, электронный или иной документ, подтверждающий оплату таких товаров, не содержит наименование товара, артикул и (или) модель, сорт (при наличии), необходимо требовать оформления товарного чека, в котором будет конкретизирована указанная информация.

6) Продавец, реализующий товары с помощью автоматов, обязан довести до сведения потребителя следующую информацию:

  • наименование (фирменное наименование) продавца, его основной государственный регистрационный номер, его место нахождения и адрес, режим работы, его номер телефона и адрес электронной почты;
  • правила пользования автоматом для заключения договора розничной купли-продажи;
  • порядок возврата суммы, уплаченной за товар, если товар не предоставлен потребителю.

7) Правила содержат отдельные нормы, регулирующие особенности продажи продовольственных товаров, технически сложных товаров бытового назначения, автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, животных, растений и ряда иных видов товаров.

Необходимо отдельно отметить, что Правилами предусмотрена прямая обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований (пункт 5 Правил).

При этом теперь обязанность иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателю по требованию Правилами не установлена.

Дополнительно Управление разъясняет, что соблюдение претензионного порядка разрешения спора с продавцами для потребителей не является обязательным, однако при разрешении спорного вопроса в суде факт обращения к продавцу с претензией и отказ продавца от удовлетворения заявленных требований (либо неполучение ответа на претензию) является основанием для заявления в иске требования о взыскании в пользу потребителя штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (ч.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).



Возврат к списку новостей