В адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (далее – Управление) поступило обращение потребителя по поводу неправомерных действий ООО «ТДК» (далее – общество, продавец).
Согласно обращению, в марте 2020 года между потребителем и обществом заключен договор купли-продажи мебели (далее – договор). В день заключения договора потребителем внесена предварительная плата за товар в полном объеме. При этом, в установленный договором срок предварительно оплаченный товар потребителю передан не был. В этой связи, потребитель неоднократно обращался в адрес продавца посредством телефонной связи, однако сроки передачи товара неоднократно переносились.
Вместе с тем, как в установленный договором, так и дополнительно согласованный с потребителем срок, обязательства по передаче потребителю предварительно оплаченного товара обществом исполнены не были.
Далее, в марте 2021 года потребитель обратился к продавцу с письменным заявлением о расторжении договора купли-продажи и требованием о возврате уплаченных за товар денежных средств. Частично денежные средства продавцом потребителю возвращены.
Согласно ч. 2 ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
Согласно ч. 4 ст. 23.1 Закона, требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы подлежат удовлетворению продавцом в течении десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
В силу ст. 15 Закона, моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения продавцом (исполнителем) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Также, на основании ч. 6 ст.13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Так, с учетом соответствующего заявления и имеющихся у потребителя документов, Управлением подготовлен и направлен иск в суд в защиту его нарушенных прав.
Впоследствии, по результатам рассмотрения дела мировым судьей судебного участка № 61 Октябрьского судебного района г. Кирова вынесено решение об удовлетворении исковых требований Управления, согласно которому, договор, заключенный между потребителем и обществом, расторгнут. С ответчика в пользу потребителя подлежат взысканию: непогашенная сумма предварительной оплаты товара по договору в размере 50000 рублей, компенсация морального вреда в сумме 5000 рублей, штраф за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке в размере 27500 рублей, а всего — 82500 рублей.
Решение суда вступило в законную силу.
Непосредственно с решением суда можно ознакомиться с помощью Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей, перейдя по ссылке https://zpp.rospotrebnadzor.ru/adjudications/regional/322942.