Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее — Управление) в рамках ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ приняло участие в судебной защите прав потребителя при рассмотрении в суде гражданского дела по иску потребителя (заказчика) к ООО «ТатарИнн» (далее — исполнитель).
Как следует из материалов дела, 27.06.2021 заказчиком посредством системы Booking.com забронировано проживание в двухместном номере в гостинице «Tatarinn Hotel» в г.Казани на начало июля, стоимость проживания оплачена в полном объеме.
В период с 01 по 05 июля потребители: бабушка и двое несовершеннолетних внуков (2008 г.р. и 2014 г.р.) проживали в указанной гостинице в забронированном и оплаченном номере. Утром, 03.07.2021, бабушка обратилась к уборщице с просьбой поменять постельное белье на кровати одного из детей, а вечером около 21 ч.30 мин., вернувшись в гостиницу, обнаружила, что дверь в номер заблокирована. Сотрудник администрации гостиницы сообщил, что гостинице причинен материальный ущерб (испорчены 2 матраса), составлен акт причинения ущерба, согласно которому, ущерб оценен в 14000 рублей. Также пояснил, что доступ в номер будет предоставлен только после полной оплаты ущерба.
Общение происходило при детях в издевательской и унизительной форме со стороны сотрудников администрации. Для разрешения конфликтной ситуации был приглашен генеральный директор юридического лица, который по приезду вызвал сотрудников полиции. Доступ в номер обеспечен только к 23 час.00 мин.
Также истец указывает, что сотрудники ООО «ТатарИнн» неправомерно ограничили доступ в номер, в силу чего оказана услуга ненадлежащего качества. Действиями сотрудников гостиницы одному из детей причинена психологическая травма, в результате чего истец обратилась к врачу-психиатру: ребенку поставлен диагноз «Невротическое расстройство», назначено медикаментозное лечение и занятия с психологом.
В ходе судебного рассмотрения дела Управлением в порядке ст. 47 ГПК РФ направлено заключение в пользу потребителя.
Так, возникшие в рассматриваемой ситуации правоотношения регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Законом от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) и Правилами предоставления гостиничных услуг, утв.постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853 (далее – Правила).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В частности, в соответствии с п. 12 Правил, гостиничные услуги предоставляются исполнителем на основании договора, заключаемого в письменной форме. Договор, заключаемый с потребителем или с заказчиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, является публичным договором.
При этом в силу п. 14 Правил, письменная форма договора считается соблюденной в случае составления одного документа (в том числе электронного), подписанного 2 сторонами, или подтверждения исполнителем заявки, направленной заказчиком (потребителем) исполнителю, а также в случае совершения заказчиком (потребителем) действий, направленных на получение услуг (в том числе уплата заказчиком (потребителем) соответствующей суммы исполнителю).
В п. 20 Правил указано, что исполнитель обеспечивает круглосуточное обслуживание потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из гостиницы.
Согласно ст. 4 Закона о защите прав потребителей, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Статьей 15 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
На основании ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения гражданского дела по иску потребителя Ленинским районным судом города Кирова вынесено решение о взыскании с ООО «ТатарИнн» в пользу истца, действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка, компенсации морального вреда в размере 15000,00 рублей и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя — 7500,00 рублей.
В мае 2022 года решение суда вступило в законную силу.
Непосредственно с решением суда можно ознакомиться с помощью Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей, перейдя по ссылке https://zpp.rospotrebnadzor.ru/adjudications/regional/326497.