В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федерального закона № 248-ФЗ) и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990 (далее — Правила № 990) Роспотребнадзором разработаны Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
◆ по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) на 2022 год;
◆ в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, на 2022 год.
Данные программы утверждены приказом Роспотребнадзора от 17.12.2021 № 787. Программы включают в себя мероприятия, проводимые территориальными органами Роспотребнадзора по соответствующим субъектам РФ, в том числе и Кировской области.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Согласно данным Программам утвержден Перечень контролируемых лиц, в отношении которых будет проводиться профилактический визит в 2022 году. С данным Перечнем можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора (https://www.rospotrebnadzor.ru/), в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории региона, в том числе и на сайте Управления Роспотребнадзора по Кировской области (http://www.43.rospotrebnadzor.ru/nadzor/plans/).
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. При этом контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Управление Роспотребнадзора по Кировской области не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Срок проведения обязательного профилактического визита не превышает один рабочий день.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля.
Кроме того, в ходе профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица по следующим вопросам:
а) порядок и периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
б) порядок принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа;
г) положения обязательных требований, ограничений, порядков и правил, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующих отношения с участием потребителя.
Обращаем внимание, что при проведении профилактического визита не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер (ч.8 ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ).
Дополнительно следует отметить, что Перечень контролируемых лиц, в отношении которых запланирован профилактический визит в 2022 году, не является исчерпывающим, поскольку согласно ст.44 Федерального закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
Такое профилактическое мероприятие, в ходе которого осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводится также только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
В частности, при рассмотрении обращений граждан, в которых содержатся сведения, указывающие на несоблюдение обязательных требований, в каждом конкретном случае, где должно выноситься мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, решается вопрос об инициировании направления хозяйствующему субъекту предложения о проведении дополнительного профилактического визита.
При проведении дополнительного профилактического визита также не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом, носят рекомендательный характер.