11 октября 2022 16:33:00 | защита прав потребителей

В адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (далее - Управление) поступило обращение потребителя по поводу неправомерных действий ООО «Эльга» (далее — продавец).

Из обращения следовало, что  04.09.2021 и 25.09.2021 между истцом и ответчиком, ООО «Эльга», заключены договоры купли-продажи товара, согласно которым продавец обязуется передать в собственность товар, выбранный покупателем по представленным каталогам либо образцам, представленным в демонстрационном зале, на основании спецификации, а покупатель обязуется принять и оплатить товар (мебель для кухни, мойка).

В соответствии с условиями договоров потребителем внесена предоплата за товары в размере 73590,00 рублей. Срок доставки товаров — 45 (сорок пять) рабочих дней с момента заключения договора. В установленный договорами срок товар потребителю не доставлен.

В ходе телефонных разговоров и переписки в социальной сети «Вконтакте» и мессенджере WhatsApp сроки доставки товаров неоднократно переносились. Однако, в новые сроки товар потребителю не передан.

Претензия с требованием о передаче товара в течение 3 дней с момента получения претензии или возврате уплаченной за товар денежной суммы, направленная потребителем на юридический адрес ООО «Эльга», адресатом не получена, возвращена отправителю.

До обращения потребителя в Управление и на дату подачи искового заявления денежные средства продавцом потребителю не возвращены.

На основании п.7 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон «О защите прав потребителей») Управлением в интересах потребителя подготовлено и направлено в суд исковое заявление к ООО «Эльга».

В соответствии с п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом РФ, Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, согласно ст.23.1 Закона «О защите прав потребителей» в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

◆ передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

◆ возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В силу ст.15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения продавцом (исполнителем) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. При этом размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с п.45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

На основании п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Кроме того, согласно п.63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное юридическому лицу, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу.

В соответствии с п.67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст.165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Согласно пояснениям АО «Почта России», претензия, направленная потребителем заказным письмом, не вручена ООО «Эльга» по причине отсутствия адресата и неполучении письма в течение срока хранения в почтовом отделении.

На основании изложенного, по результатам судебного рассмотрения гражданского дела, мировым судьей судебного участка № 2 Омутнинского судебного района Кировской области вынесено решение об удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Кировской области: с ООО «Эльга» подлежат взысканию в пользу потребителя суммы внесенных денежных средств по договорам купли-продажи, компенсация морального вреда, а также штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке и почтовые расходы. Всего 115047,00 рублей.

Решение суда вступило в законную силу 13.09.2022 г.

Непосредственно с решением суда можно ознакомиться с помощью Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей, перейдя по ссылке https://zpp.rospotrebnadzor.ru/adjudications/regional/333274.



Возврат к списку новостей