В Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее — Управление) по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2022 года поступило 3600 обращений, что на 33% выше показателя аналогичного периода прошлого года. Увеличение данного показателя связано с активностью населения в пользовании цифровыми технологиями, а также расширением доступа к ознакомлению с разного рода сведениями, относящимися к интересам граждан в правовой сфере с последующей реализацией их через деятельность государственных органов.
Количество непосредственно письменных обращений остается на высоком стабильном уровне. В общем числе поступивших обращений превалируют жалобы на нарушения прав потребителей в сфере торговли, доля которых за 3 квартала 2022 года составила 70%.
В сфере услуг доля поступивших обращений составила 30%.
Так, основной объем обращений в сфере услуг приходится на:
— бытовое обслуживание населения (18%);
— финансовые услуги (17%);
— жилищно-коммунальные услуги (15%);
— медицинские услуги (10%).
— услуги связи (9,5%);
— юридические услуги (7%);
— транспортные услуги (5%);
— культурно-развлекательные услуги (3%).
В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей Управлением в большинстве случаев даны необходимые разъяснения и рекомендации заявителям, поскольку преимущество таких обращений, как правило, связано с изложением обстоятельств конкретного имущественного (неимущественного) спора, разрешаемого исключительно в судебном порядке. Кроме того, часть письменных обращений (26%) направлена на рассмотрение в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.
В обозначенном периоде, в связи с введенными ограничениями для проведения контрольно-надзорных мероприятий в сфере защиты прав потребителей, между тем проведено 223 профилактических мероприятия, в частности, 66 обращений послужили основанием для выдачи субъектам предпринимательской деятельности предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, а также проведено 30 профилактических визитов.
В части судебной защиты прав потребителей в судах общей юрисдикции за 9 месяцев 2022 года судебными органами по поданным искам Управления в интересах конкретных потребителей приняты решения по 7 гражданским делам (в сфере торговли, юридических и культурно-развлекательных услуг). Средняя «цена» одного дела в защиту конкретного потребителя составила — 55,5 тыс.руб.
Кроме того, Управлением ведется работа по гражданско-правовой защите прав потребителей в рамках полномочий, предоставленных ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Так, за 3 квартала 2022 года дано 37 заключений по гражданским делам в целях защиты прав потребителей (в сфере торговли, бытового обслуживания, технического обслуживания транспортных средств, долевого участия в строительстве, финансовых услуг, юридических услуг, жилищно-коммунальных услуг, гостиничных и туристских услуг, а также в сфере услуг по авиаперевозкам). Средняя «цена» одного дела за 9 месяцев 2022 года составила 175 тыс.руб.
Непосредственно с решениями судебных органов можно ознакомиться в модуле «Судебная практика» Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/).
В целях профилактики и недопущения нарушений обязательных требований законодательства Управление рекомендует хозяйствующим субъектам соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, технического регулирования, а также отслеживать актуальную информацию на сайте Управления и в Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей.
Напоминаем, что в целях оказания оперативной помощи потребителям, хозяйствующим субъектам, в Управлении Роспотребнадзора по Кировской области ежедневно (в рабочие дни) работает телефон «Горячей линии» — (8332) 40-67-24 с 10.00 час. до 12.00 час., а также телефон Единого консультационного центра Роспотребнадзора — 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).