23 ноября 2022 14:35:00 | защита прав потребителей

Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее — Управление) в рамках ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) приняло участие в судебной защите прав потребителя при рассмотрении гражданского дела по иску к ООО «ОВТ САНМАР» (далее — туроператор, общество).

Как следует из материалов дела, потребителем заключен договор о реализации туристского продукта, по условиям которого турагент взял на себя обязательства по подбору и реализации заказчику туристского продукта, а именно: тура на отдых в Тунисе, Джерба, в отеле Meninx 3* на двух человек. В соответствии с условиями договора потребитель выполнил обязательства по оплате туристского продукта, внеся оплату в размере 74500 руб., что подтверждается кассовым чеком.

Между тем, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 № ТГ-П12-2111 с 00:00 часов по московскому времени 23.03.2020 вводится временное ограничение на осуществление пассажирских авиаперевозок с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств. На сайте Ростуризма 23.03.2020 опубликована информация о рекомендации гражданам Российской Федерации воздержаться от посещения иностранных государств.

Далее было заключено дополнительное соглашение к договору, согласно которому стороны пришли к соглашению о переносе указанного тура, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19, и невозможностью предоставления приобретенного туристического продукта в срок, указанный в договоре. В предусмотренный дополнительным соглашением срок ответчик также не предоставил туристический продукт. В связи с этим истцом в адрес общества направлена претензия с уведомлением об отказе от исполнения договора и требованием возврата денежных средств в размере 74 500 руб., полученная туроператором, однако оставленная без ответа.

В ходе судебного рассмотрения дела Управлением в порядке ст.47 ГПК РФ дано заключение.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 132), по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

В силу ст.10 Закона об основах туристской деятельности реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся, в том числе, невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

В силу абз.5 ст.6 Федерального закона № 132 турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.27 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг. В договоре об оказании услуг может предусматриваться срок оказания услуги, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

В соответствии с ч.1 ст.31 Закона, требования потребителя о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п.1 ст.28 и п.п.1 и 4 ст.29 Закона, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных названной статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3-х процентов цены оказания услуги, а если цена оказания услуги договором об оказании услуг не определена — общей цены заказа (п.5 ст.28 Закона).

Как следует также из материалов дела, возврат денежных средств в размере 69844,01 руб. осуществлен ООО «ОВТ САНМАР» на счет турагента, что подтверждается электронной квитанцией. При этом турагентом в адрес заказчика было направлено извещение с приглашением в офис компании для получения денежных средств за аннулированный тур. В свою очередь, за получением денежных средств истец обратился к турагенту только в ходе рассмотрения дела в суде, что подтверждается представленными в материалы дела актом возврата денежных средств покупателю и расходным кассовым ордером на сумму 74 500 рублей.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, выплата потребителю осуществлена за пределами установленного 10-дневного срока.

Постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 № 1073 утверждено Положение об особенностях на 2020 и 2021 исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в т.ч. при наличии обстоятельств, указанных в ч.3 ст.14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Согласно ч.5 указанного Положения, в случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31.12.2021.

Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения гражданского дела по иску Ленинским районным судом г.Кирова вынесено решение, согласно которому, с ООО «ОВТ САНМАР» в пользу потребителя взысканы: неустойка в размере 13410 рублей, компенсация морального вреда в сумме 2000 рублей и расходы по оплате юридических услуг в сумме 10000 рублей.

Более подробно с решением суда (вступившим в законную силу 08.11.2022) можно ознакомиться в модуле «Судебная практика» Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/) по ссылке: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/adjudications/regional/336148



Возврат к списку новостей