А если интернет-магазин — обманщик: как избежать и что делать?-Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Единый консультационный центр Единый консультационный центр Информационная линия Информационная линия

Время работы с 10:00 до 12:00 по рабочим дням

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Прием уведомлений в электронном виде

Отзыв о качестве государственных услуг

Прием обращений граждан
Контакты

Адрес:
610027, г. Киров
ул. Красноармейская, 45

Телефон:
+7 (8332) 40-67-10

Факс:
+7 (8332) 40-68-68
e-mail:
rpn@43.rospotrebnadzor.ru




А если интернет-магазин — обманщик: как избежать и что делать?

Версия для печати    Сохранить в DOC

20 апреля 2023 17:51 | защита прав потребителей

Что делать, если обманули в интернет-магазине? Куда обращаться, если вам отказались вернуть деньги за некачественный товар или если плата за покупку потерялась на виртуальных счетах неизвестных? Как не попадаться на мошеннические предложения и как отличить настоящий интернет-магазин от ложного.


Опасные интернет-магазины — с первого взгляда

Сколько времени нужно, чтобы сделать интернет-магазин? У специалиста на это уйдет не более пары часов. На выходе он получит вполне работоспособный сайт, умеющий принимать деньги и с небольшим каталогом товаров. Этого уже достаточно для того, чтобы начать продавать — или реализовывать мошенническую схему. Правда, такие сайты бросаются в глаза. Типовой дизайн (простой, шаблонный, из тех, что наверняка уже встречались вам и примелькались), минимум способов оплаты, отсутствие описаний товаров и реквизитов владельца — все это признаки сделанного на скорую руку магазина, который может быть и мошенническим.

В магазине-мошеннике нет ничего, что должно быть на хорошем сайте с возможностью online-покупки:

● подробных описаний товаров со ссылками на производителя;

● полного адреса компании-владельца;

● реквизитов юридического лица или ИП;

● упоминания о защите конфиденциальной информации;

● информации о доставке;

● четких гарантийных обязательств;

● нескольких контактных телефонов.

Если перечисленного нет, то к сайту стоит присмотреться внимательней. А ещё у мошенников:

◆ много негативных отзывов (обычно на сторонних сайтах и в группах в соц.сетях);

◆ «свежекупленный» домен (долго сайты-мошенники не живут);

◆ странные реквизиты.


Проверка интернет-магазина

Используя реквизиты магазина, его репутацию легко проверить. Для этого с данными, которые вы раздобыли на сайте (ОГРН, ИНН, КПП, юридический адрес), достаточно зайти на egrul.nalog.ru. Информации здесь будет достаточно, чтобы понять, насколько давно работает организация и работает ли вообще.

Данные о домене (адресе сайта) тоже проверяются. На xtool.ru, например, можно узнать, как давно и на кого зарегистрирован домен. Информацию стоит сравнить с той, что получена на egrul.nalog.ru — если регистрационные данные не совпадают, лучше с этим магазином дел не иметь.

Проверяется благонадежность интернет-магазина и по номерам кошельков электронных платежных систем. И Яндекс.Деньги, и WebMoney — системы прозрачные, репутация любого участника в них детализирована: будут видны и претензии со стороны клиентов.


Поддельные интернет-магазины

Особая категория мошенников — ложные интернет-магазины, маскирующиеся под фирменные. Иногда их называют «зеркалами», настолько точно они копируют online-площадки известных брендов. Они даже могут быть вполне честными в том, что касается условий доставки и цен, но товары в них совсем не брендовые. Риск лишиться денег и не получить покупку на таких вот «зеркалах» очень велик: пусть не все, но многие из них создаются для того, чтобы пользоваться доверием покупателей к узнаваемой торговой марке. Впрочем, немного внимания, и «подделку» легко выявить.

Стандартных схем обмана не так много, и каждую довольно легко определить еще на этапе покупки. Самое неприятное, что ждет клиента — ситуация, когда, получив деньги, интернет-магазин просто перестает отвечать на письма и звонки. Здесь факт мошенничества — при наличии скриншотов писем и заполненной формы заказа — легко доказать.

Однако есть интернет-магазины, которые просто «работают спустя рукава» или нарушают законодательство в сфере торговли: не принимают к возврату некачественный товар, затягивают с возвратом денег или гарантийным ремонтом. С ними можно и нужно бороться — тем более что алгоритм один и тот же.


Что делать если интернет-магазин обманул покупателя

Заявление о мошенничестве отправляется прямиком в МВД. Одновременно с заявлением стоит подать жалобы:

● в банк, через который проводился платеж за товар;

● в электронные платежные системы — если деньги за покупку были оплачены с одного из электронных кошельков.

Что банки, что администрации электронных платежных систем отвечают не быстро, но за три-четыре недели вполне получится вернуть деньги.

При этом, если дело в некачественном товаре или в некомплектности, несоблюдении сроков доставки или немотивированном увеличении цены, то обращаться нужно в территориальное Управление Роспотребнадзора, где при наличии правовых оснований могут быть применены меры, и, в любом случае, подскажут, как правильно поступить и дальше действовать. Проще всего — через сайт gosuslugi.ru. Для получения оперативной электронной консультации можно воспользоваться Государственным информационным ресурсом в сфере защиты прав потребителей по ссылке https://zpp.rospotrebnadzor.ru/ — оставить вопрос-сообщение в рубрике «Виртуальная приемная».

Обращаем внимание, что соблюдение субъектами потребительских отношений, договорных условий и связанных с ними имущественных требований в предмет федерального государственного надзора не входит. Поэтому, в случае наличия таких требований к продавцу и неудовлетворения спора добровольно, разрешить его возможно исключительно в судебном порядке. По этой причине ни один государственный орган не вправе в административном порядке обязывать какой-либо хозяйствующий субъект выполнять имущественные требования потребителей, так как таким правом обладают исключительно органы судебной власти, реализующие свои полномочия в этой части в рамках гражданского судопроизводства.

По общему правилу, закрепленному ст.11 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом (п.1 ст.11 ГК РФ) и лишь в случаях, установленных законом, в ином порядке (п.2 ст.11 ГК РФ).

Таким образом, в случае невозможности урегулирования возникшего спора добровольно (в претензионном порядке), дальнейшее его разрешение подлежит рассмотрению непосредственно в суде.

Порядок оформления и предъявления иска регламентированы гл.12 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ).

Исковое заявление по выбору потребителя может быть направлено в суд по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора, либо по месту Вашего жительства. При обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав (ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона как участник гражданского судопроизводства должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В случае реализации права на судебную защиту, защита прав потребителей Управлением возможна в порядке, предусмотренном ч.1 ст.47 ГПК РФ в ее взаимосвязи с ч.8 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



Возврат к списку новостей

© Управление Роспотребнадзора по Кировской области.
г. Киров, ул. Красноармейская, 45, тел.: (8332) 40-67-10 (круглосуточно), факс: 40-68-68.
Электронная почта
: rpn@43.rospotrebnadzor.ru