Управление Роспотребнадзора по Кировской области напоминает о недопустимости навязывания дополнительных товаров и услуг при приобретении товаров через Интернет (дистанционным способом).
Продажа товаров дистанционным способом регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), а также Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.
Недобросовестные продавцы при приобретении товаров и услуг посредством сети Интернет также зачастую навязывают потребителям дополнительные товары и услуги, в том числе добавляя услугу или товар автоматически, или автоматически проставляя в графах «галочку» под условиями договора.
Обращаем внимание, что само по себе проставление «галочки» под условиями договора, изложенными на сайте продавца (исполнителя) в сети Интернет, не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.
При этом есть ряд обстоятельств, которые очевидно свидетельствуют о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным. К ним относятся, в частности, следующие:
● наличие текста с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемого товара (услуги), при котором потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемого товара (услуги) и условиях приобретения;
● в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки ("галочки").
В гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому если продавец или исполнитель рассчитывают на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав — это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу ст. 10 ГК РФ.
Потребителям, которые столкнулись с ущемлением своих прав, в том числе имущественных, т.е. понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров и услуг), необходимо обращаться к продавцу или исполнителю услуг с претензией, а в случае если вопрос не разрешен — в территориальные органы Роспотребнадзора, приложив к обращению необходимые документированные доказательства, а также претензионную переписку.
Напоминаем, что навязывание дополнительных услуг запрещено ст. 16 Закона. Продавец (исполнитель), ответственный за нарушение права потребителя на свободный выбор товаров и услуг, должен возместить потребителю все убытки, включая цену навязанного товара и (или) услуги.