В 2024 году девизом Всемирного дня прав потребителей станет «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей» («Fair and responsible Al for consumers»).
Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув во многие сферы жизни людей и оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики — банкинга, ритейла, медицины и промышленности.
Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).
При этом в настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен.
Между тем, в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» и Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 гг. разработан кодекс этики искусственного интеллекта. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта устанавливает общие этические принципы и стандарты поведения в этой области.
Управлением Роспотребнадзора по Кировской области совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» разработан план, согласно которому будут проведены мероприятия, посвященные Всемирному дню прав потребителей: горячая линия, лекции, семинары, уроки, направленные на повышение потребительской грамотности.
В рамках проведения мероприятий основным становится вопрос: «Насколько потребители могут доверять «чат-ботам» с генеративным искусственным интеллектом?», поскольку основная задача «чат-бота» — давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получить недостоверную информацию и делать ошибочные выводы.
Мероприятия плана предусматривают как традиционные формы работы, так и в формате видеоконференцсвязи, связанные с информированием и консультированием граждан, разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказанием практической помощи потребителям среди различных групп населения, а также представителям предпринимательского сообщества.