Порядок возврата и обмена технически сложных товаров-Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Единый консультационный центр Единый консультационный центр Информационная линия Информационная линия

Время работы с 10:00 до 12:00 по рабочим дням

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Прием уведомлений в электронном виде

Отзыв о качестве государственных услуг

Прием обращений граждан
Контакты

Адрес:
610027, г. Киров
ул. Красноармейская, 45

Телефон:
+7 (8332) 40-67-10

Факс:
+7 (8332) 40-68-68
e-mail:
rpn@43.rospotrebnadzor.ru




Порядок возврата и обмена технически сложных товаров

Версия для печати    Сохранить в DOC

25 июня 2024 13:35 | защита прав потребителей

Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924 и включает в себя:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления

12. Холодильники, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели.

13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями

14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические)


Если недостатка в технически сложном товаре не имеется, но хочется вернуть его продавцу, т.к. товар не подошел по цвету, размеру, комплектации, габаритам или просто стал не нужен.

Согласно п. 11 Перечня, утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, не подлежат обмену на основаниях, предусмотренных ст.25 Закона «О защите прав потребителей» (как не подошедшие по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации).


При обнаружении недостатка в технически сложном товаре в общем случае рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:



Шаг 1. Обратитесь с заявлением (претензией) к продавцу

В соответствии с п.1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон «О защите прав потребителей», Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

— обнаружение существенного недостатка товара;

— нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;

— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.


Существенный недостаток товара — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно (в том числе выявленные более одного раза различные недостатки), или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки, приведшие к невозможности его дальнейшего функционирования и использования.


Таким образом, при обнаружении в технически сложном товаре недостатков необходимо определиться с видом требования и обратиться с письменным заявлением (претензией) к продавцу.

Рекомендуется приложить к претензии копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара. При этом отсутствие чека или иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. Приобретение и оплата товара могут подтверждаться, в частности, свидетельскими показаниями.

Один экземпляр претензии вручается продавцу (на втором экземпляре необходимо зафиксировать факт и дату обращения к продавцу — отметка о приеме претензии), либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.


Шаг 2. Дождитесь рассмотрения обращения продавцом

В случае поступления претензии продавец должен направить потребителю ответ в отношении заявленных требований (п.5 Правил, утв.постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).

Кроме того, в соответствии с п.5 ст.18 Закона «О защите прав потребителей», продавец обязан принять товар и при необходимости провести проверку его качества. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе принимать участие в проверке качества товара, а также присутствовать при проведении экспертизы. Для этого рекомендуем согласовать с продавцом время и дату проведения проверки, а у экспертной организации - узнать о времени и дате проведения экспертизы.


Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, вы будете обязаны возместить ему расходы на проведение экспертизы, а также на хранение и транспортировку товара в связи с ее проведением.


Продавец обязан осуществить замену товара в течение 7 дней, а в случае если проводится дополнительная проверка качества товара — в течение 20 дней со дня предъявления потребителем такого требования. Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца (ст. 21 Закона «О защите прав потребителей»).

Требования о возврате товара подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления требования (ст. 22 Закона).

Если вы заявили требование об устранении недостатков товара и срок их устранения не определен в письменной форме, эти недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков, определяемый в письменной форме, не может превышать 45 дней (ст.20 Закона).

За просрочку выполнения требований потребителя продавец уплачивает неустойку за каждый день просрочки в размере одного процента цены товара (ст.23 Закона «О защите прав потребителей»).


Шаг 3. Подайте исковое заявление в суд и дождитесь решения суда
(если продавец отказывает в удовлетворении требований потребителя)

Согласно ст.17 Закона «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

— нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;

— жительства или пребывания истца;

— заключения или исполнения договора.

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

По общему правилу соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в данном случае необязательно. Исключения установлены для отдельных случаев. Вместе с тем, целесообразно до обращения в суд направить продавцу письменную претензию, чтобы в последующем иметь возможность взыскать штраф за отказ в ее удовлетворении (п.6 ст.13 Закона).

При подаче искового заявления истцу необходимо представить в суд доказательства, обосновывающие исковые требования, а для установления наличия существенных недостатков товара может потребоваться проведение экспертизы (п. 4 ст. 132 ГПК РФ).

При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя.


Производимые выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей облагаются НДФЛ. Выплачиваемая денежная компенсация морального вреда НДФЛ не облагается (п. 7 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации», утв.Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015).



Возврат к списку новостей

© Управление Роспотребнадзора по Кировской области.
г. Киров, ул. Красноармейская, 45, тел.: (8332) 40-67-10 (круглосуточно), факс: 40-68-68.
Электронная почта
: rpn@43.rospotrebnadzor.ru