Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее — Управление) в рамках ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) приняло участие в судебной защите прав потребителя при рассмотрении в суде гражданского дела по иску к ООО «ОЗОН Банк» (далее — общество, банк, исполнитель).
Как следует из материалов дела, 16.10.2023 года посредством Системы быстрых платежей на счет потребителя зачислены денежные средства в общем размере 262000 рублей, и в тот же день в период с 19час.01мин. по 19час.15мин. от имени потребителя инициирован перевод шестью платежами на общую сумму 259845 рублей с использованием стороннего сервиса путем ввода реквизитов карты ПС МИР и подтверждением совершения переводов при помощи технологии 3D-Secure. В течение часа истец пытался связаться с банком, но никто не ответил. Тогда истец посредством чата вышла к ответчику с сообщением о совершении мошеннических операций и требованием отменить совершенные переводы. При этом ориентировочно через 20 минут банк сообщил, что денежные средства с Ozon Карты уже списаны и рекомендовал клиенту эту карту заблокировать.
На следующий день потребитель обратился в банк и по телефону, и через электронную почту, а также — в правоохранительные органы.
Вместе с тем, материалами гражданского дела было подтверждено, что денежные средства вплоть до 13 час.15 мин. 17.10.2023 не были зачислены на счет получателя.
Согласно ст.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст.10 Закона исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Одновременно, на основании ст.864 ГК РФ, при приеме к исполнению платежного поручения банк обязан удостовериться в праве плательщика распоряжаться денежными средствами, проверить соответствие платежного поручения установленным требованиям, достаточность денежных средств для исполнения платежного поручения, а также выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжений, предусмотренные законом, банковскими правилами и договором. При отсутствии оснований для исполнения платежного поручения банк отказывает в приеме такого платежного поручения к исполнению с уведомлением об этом плательщика в срок не позднее дня, следующего за днем получения платежного поручения, если более короткий срок не установлен банковскими правилами и договором.
Платежное поручение может быть отозвано плательщиком до наступления момента безотзывности перевода денежных средств, определяемого в соответствии с законом (п.5 ст.864 ГК РФ).
Кроме того, в соответствии с п.11.2 ст.9 Федерального закона РФ от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.
Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения материалов дела по иску Ленинским районным судом города Кирова вынесено решение, согласно которому, с ООО «ОЗОН Банк» в пользу потребителя взысканы все незаконно переведенные на счет стороннего лица 259845 рублей.
Решение суда вступило в законную силу 02.07.2024.
С полной историей дела можно ознакомиться с помощью Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей, перейдя по ссылке:
https://zpp.rospotrebnadzor.ru/adjudications/regional/498593