Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее — Управление) напоминает, что при продаже косметики и парфюмерии продавец должен соблюдать требования Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), Правил продажи отдельных видов товаров, утв.постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее — Правила № 2463), и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» ТР ТС 009/2011 (далее — ТР ТС 009/2011).
При выборе парфюмерной продукции в первую очередь необходимо обратить внимание на внешний вид упаковки товара. Она не должна вызывать подозрений, должна быть аккуратной (например, если это картон, то качественный), шрифты на упаковке — четкими и читаемыми, при этом буквы, залитые тоном (красителем), не должны размазываться. Если продукт упакован в целлофановую пленку, то она также должна выглядеть аккуратно. На упаковке до потребителя доводится важная информация о продукции.
В соответствии с требованиями пп. 9-9.5 ст. 5 Технического регламента таможенного союза 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» маркировка парфюмерно-косметической продукции должна, в том числе содержать следующую информацию:
● наименование, название (при наличии) продукции и ее назначение;
● наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
● страна происхождения продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
● наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства - члена ТС;
● номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре, за исключением парфюмерной продукции номинальным объемом менее 5 мл или ее пробника;
● срок годности (дата изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись «годен до» (месяц, год) или «использовать до» (месяц, год);
● описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
● особые меры предосторожности при применении продукции (при необходимости);
● номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию продукции;
● сведения о способах применения продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем продукции;
● список ингредиентов/состав продукции (при этом парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия ее состава).
Наименование изготовителя, его местонахождение и название продукции, название линии (серии), единицы измерения объема (ml, L) или массы (g, kg) допускается указывать буквами латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на русском языке.
Парфюмерно-косметическая продукция должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного Союза. Подтверждением соответствия продукции требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 009/2011) «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» являются декларация о соответствии или сертификат о соответствии.
Потребитель имеет право запросить у продавца документы, подтверждающие безопасность приобретаемой продукции. Для парфюмерно-косметических средств такими документами являются свидетельство о государственной регистрации или декларация о соответствии. Вид документа зависит от типа и назначения продукции.
В целях соблюдения прав потребителей и пресечения распространения в Российской Федерации контрафактной и фальсифицированной парфюмерной продукции с 1 октября 2020 года Правительством Российской Федерации введена обязательная маркировка духов и туалетной воды средствами идентификации.
Все производимые товары должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак». На упаковке парфюмерно-косметической продукции должен быть указан QR-код, при распознавании которого с помощью приложения «Честный знак» покупатель получает все необходимые сведения о товаре, включая наличие разрешительной документации.
Чтобы узнать, прослеживается ли товар в системе маркировки, необходимо установить на мобильное устройство приложение «Честный ЗНАК» и с его помощью отсканировать код маркировки товара. Данное действие позволяет покупателю самостоятельно удостовериться в легальности происхождения товара, а также получить данные как о самом товаре, так и о его производителе.
Если при проверке через приложение «Честный ЗНАК» выявлена ошибка кода, информация о товаре отсутствует, либо товар не соответствует описанию в приложении, то потребитель вправе сообщить о таком нарушении в единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный ЗНАК» через приложение или в территориальный орган Роспотребнадзора.
При продаже парфюмерно-косметических товаров потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды, а также иной парфюмерной продукции с использованием для этого бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, и другими доступными способами, а также с иными свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.
По возможности выбирайте парфюмерную продукцию с особой осмотрительностью в отношении её потребительских свойств, поскольку предусмотренное статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» право на обмен товара надлежащего качества (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463) на парфюмерно-косметические изделия не распространяется.
Важно знать! Вернуть такой товар в магазин можно только в том случае, если в нем обнаружены недостатки либо при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре. В случае обнаружения недостатков в товаре потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Перед покупкой рекомендуем воспользоваться пробником (тестером), с помощью которого можно не только заранее ознакомиться с ароматом того или иного парфюма, но и проверить индивидуальные характеристики и стойкость аромата.
Во избежание рисков, связанных с причинением вреда своему здоровью, не приобретайте парфюмерную продукцию у случайных лиц, уличных торговцев, а также вне стационарных мест торговли или в павильонах, где до покупателя не доведены достоверные сведения об организации (продавце), адресе и режиме работы.
Совершая покупку дистанционно, обратите внимание на то, что законодательством Российской Федерации в области защиты прав потребителей прямо установлена обязанность продавца указывать полное фирменное наименование организации (если это юридическое лицо), фамилию, имя, отчество (если это индивидуальный предприниматель), а также основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) на странице сайта в сети Интернет (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии).