Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) регламентирует общие правила возврата качественных и бракованных товаров, что позволяет покупателю сдать, в частности, часы обратно в магазин, если они имеют недостатки. При этом возврат качественного изделия возможен не всегда.
Так, в перечень технически сложных товаров, утв.постановлением Правительства 10.11.2011 № 924, входят «часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями».
Кроме того, Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв.постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее — Правила), содержат перечень товаров, которые нельзя вернуть, если они не имеют дефектов.
Согласно вышеперечисленным положениям покупатель имеет право вернуть бракованные часы в течение гарантии, срока годности, либо на протяжении 2 лет с момента покупки или изготовления товара.
Если часы не имеют дефектов, то их возврат возможен только в том случае, если изделие не является технически сложным.
Возврат часов по закону возможен в двух случаях: если они не понравились покупателю и в случае обнаружения недостатков.
В соответствии со ст.25 Закона, покупатель имеет право в течение 14 дней вернуть товар, если он не подошел ему по каким-либо характеристикам (цветы, размеру, фасону, габаритам и др.). Но, если часы относятся к сложнотехническим, то обменять их невозможно.
Исходя из требований перечня, включенного в Правила, вернуть часы невозможно, если они обладают двумя и более функциями.
То есть, все типы часов, а также настенные и настольные, которые только показывают время и не выполняют дополнительных функций, можно вернуть в магазин по условиям ст.25 Закона.
Если часы показывают не только время, но и другие параметры, например дату, то их возврат, при условии соответствия всем требованиям качества, невозможен.
Также, нельзя вернуть часы, которые выполнены из драгоценных материалов или камней. Но, если они не качественные, возврат все-таки возможен.
Вернуть часы в магазин, которые имеют недостатки, можно на основании ст.18 Закона. В таком случае покупатель может потребовать:
● обменять изделие на качественное (аналогичное или подобное);
● безвозмездно устранить недостатки;
● расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата денежных средств;
● настаивать на уменьшение покупной цены.
Что касается изделия, которое относится к технически сложным, то предъявить все вышеперечисленные требования можно лишь в течение 15 дней после покупки. Если рассматриваемый период истек, то покупатель вправе обратиться лишь за проведением ремонта.
Вместе с тем, если сложнотехнический товар имеет неустранимый, существенный недостаток, либо если продавец нарушил сроки устранения дефектов, то клиент имеет право настаивать на возврате денежных средств, обмене или замене, либо на соразмерном уменьшении цены.
Магазин не вправе отказать в принятии бракованного товара, если у покупателя нет чека о покупке.
Возврат товаров, купленных в интернет-магазине осуществляют немного по другим правилам. Они отражены в статье 26.1 Закона. Согласно этому положению, покупатель имеет право отказаться от покупки в любой момент до получения покупки. Если потребитель уже получил посылку, то ему дается 7 дней на осуществление возврата, не объясняя причин.
В случае, если срок на возврат товара не предусмотрен условиями дистанционной оферты или иным документом, такой срок продлевается до 3-х месяцев.
В случае отказа покупателя от качественного изделия, продавец возвращает ему уплаченные денежные средства, за исключением затрат на транспортировку, если они входят в стоимость покупки.
Осуществить возврат изделия без дефектов можно только в том случае, если клиент им не пользовался, сохранен товарный вид, потребительские свойства, упаковочные элементы (бирки, ярлыки и др.).
Возврат приобретенного дистанционным способом товара с недостатками осуществляют по общим правилам, предусмотренным статьями 18-24 Закона.
Подать претензию в отношении качества купленного изделия можно на протяжении всего срока гарантии или годности. Если таких периодов не установлено, то допускается возможность обращения в течение 2 лет с момента покупки или изготовления товара.
Если покупатель сдает бракованное изделие, то можно придерживаться следующего пошагового алгоритма:
● составить претензию в свободной форме;
● собрать документы (гарантийный талон, любые доказательства, свидетельствующие о заключении сделки, например кассовый чек, техническая документация на часы);
● подготовить товар;
● передать (вручить) претензию, не качественные часы и другие документы представителю торговой организации;
● ожидать выполнения требования;
● в случае получения отказа продавца в удовлетворении претензии или неполучении от него ответа в установленное время, обратиться в Управление Роспотребнадзора и/или в суд.