|
О правах потребителей в дни распродаж и акции «Киберпонедельник»27 января 2025 10:02:00 | защита прав потребителей
В рамках данной акции и любых других товарных распродаж Управление напоминает потребителям о необходимости подходить к процессу приобретения товаров осознанно. При этом рекомендуем руководствоваться следующими правилами. 1. Отказ от покупки. От товара «по акции» у потребителя есть право отказаться в любое время до передачи товара, а после передачи — в течение 7 дней (исключение составляют лекарства). При возврате должен быть сохранен товарный вид товара и его потребительские свойства. Поэтому важно при получении проверить покупку так, чтобы сохранить и товарный вид, и потребительские свойства товара. 2. Цена. Цена товара «по акции», как и условия его покупки (количество, ассортиментный ряд, размер, иные особенности), покупателю должны быть однозначно ясны из описания. Договор считается заключенным с момента выдачи кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (заключить договор). На что обратить внимание при большой скидке или низкой цене: • Товар мог неожиданно «подорожать» перед акцией. Проверьте цену на товар со скидкой у других продавцов или воспользуйтесь сервисами отслеживания цены, если они доступны на сайте или в приложении. • Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже контрафактного товара. Если сомневаетесь, не является ли товар подделкой, попробуйте запросить у продавца сведения о сертификате или декларации соответствия, изучить отзывы, напрямую спросить продавца об оригинальности товара. • Обратите внимание на стоимость доставки товара при его оплате. Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки. • Старайтесь не переходить в мессенджеры для обсуждения вопроса покупки, остерегайтесь предложений оформить товар заново и оплатить в обход маркетплейса или сайта продавца по выставленному счету или переводом на карту физического лица. • Если платите наличными, делайте это только после того, как распаковали товар и убедились в его комплектности и исправности. • Остерегайтесь навязчивых предложений, тем более тех, которые касаются приобретения дополнительных (не нужных вам) товаров и услуг. Если вам предлагают застраховать товар или расширить гарантию, следует учитывать, что заявленный изготовителем гарантийный срок не может быть уменьшен продавцом по своему усмотрению, и точно должен быть раскрыт им до заключения договора. 3. Место совершения покупки имеет значение. Если вы предпочитаете совершать покупки на крупных торговых площадках (маркетплейсах), то там предложения о товарах (услугах) размещают как сами маркетплейсы (владельцы агрегаторов), так и посторонние продавцы, зарегистрированные на данной площадке. Помните, что у продавца и владельца агрегатора (если он не выступает продавцом) по закону — разные обязанности. На практике для потребителя это становится понятно, когда возникает необходимость предъявить требование о возмещении убытков, причиненных продажей товара (или оказанием услуги). Если вдруг выяснится, что владелец агрегатора не изменял информацию продавца о товаре (услуге), то он с высокой долей вероятности будет освобожден от ответственности перед потребителем, и в этом случае требование потребителя должно быть адресовано продавцу товара или исполнителю услуги напрямую.
На что обратить внимание, делая покупки на сайте или в приложении: • Не торопитесь приобретать товар на малоизвестных вам сайтах (в приложениях), если сомневаетесь в достоверности размещенной в них информации, а тем более, если какая-либо информация о продавце отсутствует. Не пренебрегайте предварительным изучением отзывов о продавце на сайте маркетплейса или на сторонних ресурсах. • При покупках на сайте продавца, обратите внимание, какие контакты предложены для связи. Открытый для покупателей продавец, как правило, размещает о себе следующую информацию: общие сведения о продавце, адрес офиса, магазина или пункта выдачи, телефон для связи, электронная почта, сведения об аккаунтах в социальных сетях. • Ни при каких обстоятельствах не переводите денежные средства на счет неустановленных лиц! Проявляйте осмотрительность прежде, чем совершите какую-либо транзакцию (перевод). В современных реалиях (IT-технологии используются, в том числе мошенниками и иными злоумышленниками) можно остаться не только без товара и денег, но серьезно могут пострадать и ваши персональные данные. Опасайтесь ссылок, которые приходят в социальные сети и на почту от третьих лиц — это могут быть ссылки на фишинговые (подменные) сайты, основной целью которых является не продажа товаров со скидками (на это и расчет в дни «киберпонедельников»), а сбор персональных данных, а также сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании. Фишинговый сайт имеет похожий, но отличающийся адрес. • Если обнаружили подозрительные действия, предпримите меры осторожности сами и предупредите об этом (по возможности) своих близких, друзей, знакомых. 5. О доставке. Когда делаете покупки, рассматривайте условия и сроки доставки в качестве важной для вас информации. Спрашивайте продавца обо всех связанных с доставкой нюансах, не стесняйтесь задавать дополнительные вопросы, это поможет сэкономить на незапланированных тратах. На что обратить внимание, оформляя доставку: • Базовая стоимость доставки может не включать подъем габаритного товара на этаж. Продавец обязан проинформировать о стоимости всех своих услуг (а также услуг посредников) заранее. Не оплачивайте завышенную стоимость, пока не разберетесь с продавцом, почему стоимость доставки выросла.
• Старайтесь заказывать подарки детям и близким на день рождения, а также необходимые к определенной дате товары заранее, чтобы успеть приобрести необходимое, если возникнет задержка с доставкой. • Если товар оплачен, но продавец «тянет» с отгрузкой или доставкой товара, то потребитель вправе потребовать уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара (пункт 3 статьи 23.1 Закона «О защите прав потребителей»). Это не касается случаев, когда товар не передается по вине самого потребителя, поэтому последующая доставка (по закону) производится в новые (заново согласованные с продавцом) сроки, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи. • Если покупаете товар через маркетплейс (владельца агрегатора), то в случае нарушения срока доставки товара вы можете заявить владельцу агрегатора требование о возврате денег (возврат произойдет в течение 10 календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования). 6. Кто может получить товар. Принять доставленный товар может тот, кому вы это поручили (скажем, родственник), предъявив информацию о номере заказа, либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформления заказа (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором розничной купли-продажи). 7. Если в товаре выявились недостатки. • Некачественный товар возвращайте сразу (чем раньше заявите о наличии недостатка в товаре, тем легче будет продавцу разобраться с этой проблемой). • На маркетплейсах часто установлен свой алгоритм возврата товара. Ознакомьтесь с ним, обратите внимание, что для возврата на некоторых площадках сначала формируется заявка через сайт или приложение (для этого могут понадобиться подробные пояснения или четкие фотографии и видео), далее она рассматривается и возврат происходит через пункт выдачи товара или курьера. • Если продавец не довел через сайт (приложение) информацию о форме и способах направления претензий, направляйте претензию в любой форме и любым способом (в случае поступления претензии потребителя продавцу надлежит направить вам ответ на заявленные требования). • Формулируйте требование к продавцу, ориентируясь на Закон «О защите прав потребителей» (статьи 18-24), согласно которому, в случае обнаружения в товаре недостатка (если, конечно, продавец не предупредил вас о нем заранее) потребитель имеет право по своему выбору: на замену такого товара, на перерасчет его стоимости, на отказ от товара и возврат его стоимости. • Руководствуйтесь сроками, предусмотренными Законом «О защите прав потребителей»: в отношении недостатков товара требование предъявляется в течение гарантийного срока или срока годности товара, если же они не установлены — в разумный срок в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если более длительный срок не установлен законом или договором). Возврат к списку новостей |