Как вернуть деньги за туристическую путевку?-Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Управление Роспотребнадзора по Кировской области
Единый консультационный центр Единый консультационный центр Информационная линия Информационная линия

Время работы с 10:00 до 12:00 по рабочим дням

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Прием уведомлений в электронном виде

Отзыв о качестве государственных услуг

Прием обращений граждан
Контакты

Адрес:
610027, г. Киров
ул. Красноармейская, 45

Телефон:
+7 (8332) 40-67-10

Факс:
+7 (8332) 40-68-68
e-mail:
rpn@43.rospotrebnadzor.ru




Как вернуть деньги за туристическую путевку?

Версия для печати    Сохранить в DOC

7 мая 2025 15:30 | защита прав потребителей

Турист (потребитель) в общем случае вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст.32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; п.1 ст.782 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, сумма, подлежащая возврату туристу, зависит от размера фактически понесенных расходов туроператора (турагента) на дату поступления отказа от путевки. Поэтому, чем раньше турист обратится с заявлением об отказе от тура, тем больше вероятность возврата полной стоимости тура.


1. Основания для возврата стоимости туристской путевки.

Возврат стоимости туристской путевки возможен, в частности, по следующим основаниям:

● стихийные бедствия и иные обстоятельства, свидетельствующие о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью в стране предполагаемого отдыха. МИД России и Минэкономразвития России публикуют на официальных сайтах сообщения с констатацией угрозы в стране временного пребывания и с просьбой воздержаться от поездок в проблемные регионы. В таком случае туристу вернут полную стоимость туристской путевки при отказе от нее до начала путешествия;

● прекращение туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта;

● существенные изменения обстоятельств, например невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Дополнительно отметим, что правила о продвижении и реализации туристского продукта турагентом применяются к продвижению и реализации туристского продукта субагентом (ч.15 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").


2. Общий порядок возврата денежных средств, уплаченных за туристскую путевку.

Для расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного с туроператором или турагентом, и возврата денежных средств за туристскую путевку в случаях, не связанных с прекращением туроператорской деятельности, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

1) Обратитесь к туроператору (турагенту). Составьте требование (претензию) о расторжении договора о реализации туристского продукта и обратитесь с ним к туроператору (турагенту), с которым Вы заключили договор (далее также — турфирма). Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки, она обязана предоставить Вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.

В случае неудовлетворения Ваших требований в досудебном порядке, Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Важно! Обязательный досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае наличия претензий по качеству туристского продукта к туроператорам.    Претензионный порядок не является обязательным по иным требованиям, связанным с приобретением, исполнением и расторжением договора по туристскому продукту, предъявляемым к туроператору, а также любым требованиям к лицам, не являющимся туроператорами (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18).

Внимание! Ответственность перед туристом за исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор.


2) Подготовьте исковое заявление и необходимые документы. В исковом заявлении необходимо указать Ваши требования, обстоятельства, на которых они основаны, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (ч.2 ст.131 ГПК РФ).

К исковому заявлению необходимо приложить документы, согласно требованиям ст.132 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ).

Следует учитывать, что помимо взыскания суммы денежных средств, уплаченных за туристскую путевку, Вы вправе, при наличии соответствующих обстоятельств, дополнительно потребовать компенсации морального вреда (ст. 15 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

При удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены ответчиком добровольно, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% от присужденной в пользу потребителя суммы (п.6 ст.13 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Принимая во внимание, что к отношениям, вытекающим из договора о реализации туристского продукта, применяются нормы законодательства о защите прав потребителей, при подаче иска госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп.4 п.2, п.3 ст.333.36 Налогового кодекса РФ).


3) Подайте иск и необходимые документы в суд и дождитесь его решения. Иск может быть предъявлен по выбору туриста (потребителя) в суд по месту своего жительства (пребывания), по адресу ответчика (турфирмы) либо по месту заключения или исполнения договора (п. 2 ст.17 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). При цене иска не более 100 тыс.руб. иск подается мировому судье, а более этой суммы — в районный суд.

По общим правилам искового производства гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей — до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. В зависимости от сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен не более чем на месяц.

После вынесения решения суда дождитесь вступления его в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Срок для подачи апелляционной жалобы — месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч.1 ст.209, ч.2 ст.321 ГПК РФ).



Возврат к списку новостей

© Управление Роспотребнадзора по Кировской области.
г. Киров, ул. Красноармейская, 45, тел.: (8332) 40-67-10 (круглосуточно), факс: 40-68-68.
Электронная почта
: rpn@43.rospotrebnadzor.ru