Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее — Управление) в порядке ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ приняло участие в судебном рассмотрении гражданского дела по иску потребителя к ООО «КАРСО ПРЕМИУМ».
Так, в ноябре 2024 года между потребителем и банком заключен договор потребительского кредита на покупку автомобиля. Одновременно с кредитным договором кредитным специалистом истцу было предложено подписать заявление о заключении договора на оплату гарантийного обслуживания с ООО «КАРСО ПРЕМИУМ» стоимостью 120000 рублей (оплата дополнительной услуги «Карта помощи на дорогах»). Денежные средства были перечислены ответчику. Через 10 дней потребитель в адрес ответчика направил заявление о расторжении договора оказания услуги, однако ответчик на претензию не ответил, возврат денежных средств не произвел.
Вместе с тем, на отношения, связанные с заключением договоров об оказании услуг, стороной которых является гражданин, использующий услугу в личных целях, распространяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон).
В силу ст.32 Закона и п.1 ст.782 Гражданского кодекса РФ потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Из приведенных положений закона следует, что потребитель в любое время вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг и потребовать возврата уплаченных по договору сумм за вычетом фактически понесенных исполнителем расходов.
Обязанность доказать наличие таких расходов и их размер в данном случае возлагается на исполнителя.
«Из материалов дела усматривается, что отказ истца от договора гарантийного обслуживания с ООО "Карсо Премиум" последовал через 10 дней после его заключения, заявление направлено истцом ответчику и получено ответчиком.
Вопреки доводам ответчика, сведений о том, что стоимость оказанных услуг по осмотру автомобиля истца составляет 90% от стоимости договора гарантийного обслуживания и о фактически понесенных ответчиком расходах на осмотр автомобиля истца в размере 108000 рублей материалы дела не содержат...
…Кроме того, суд считает, что установление платы за осмотр автомобиля в сумме 108000 рублей в размере 90% от общей стоимости договора гарантийного обслуживания, с учетом проверочных мероприятий, указанных в чеке-листе, нельзя признать разумной и обоснованной, соответствующей объему и характеру указанных в чек-листе сведений об осмотре автомобиля.
Включение в пункт 4.12 договора условия, согласно которому стоимость оказанных услуг по осмотру автомобиля составляет 90% от стоимости договора гарантийного обслуживания, и при условии расторжения данного договора по инициативе покупателя стоимость услуг по осмотру автомобиля является фактически понесенными расходами продавца, по существу ограничивает права истца как потребителя на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг и возврата денежных средств по нему».
В соответствии с п.1 ст.16 Закона недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме в соответствии со статьей 13 Закона.
Согласно пункту 2 той же статьи к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, в том числе относятся: условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного статьей 32 Закона (подпункт 3); иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (подпункт 15).
Согласно окончательному решению, вступившему в законную силу в текущем месяце, действия ООО «КАРСО ПРЕМИУМ» признаны незаконными, с ответчика в пользу потребителя взысканы: 104703,18 рублей, оплаченных по договору, 20000 рублей компенсации морального вреда и 62351,59 рублей штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя.
С полной историей дела можно ознакомиться с помощью Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей, перейдя по ссылке: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/adjudications/regional/550222