Управление Роспотребнадзора по Кировской области (далее — Управление) обращает внимание потребителей на порядок исчисления гарантийных сроков на товары сезонного назначения (одежда, обувь): гарантия начинает действовать с первого дня соответствующего сезона, а для товаров, приобретенных в его в период — с момента покупки.
Распоряжением администрации Кировской области от 13.04.2000 № 440 «Об утверждении сроков наступления сезонов» в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее — Закон) для исчисления сроков предъявления претензии по качеству сезонных товаров (обувь, одежда и т.д.), купленных в предприятиях торговли области любых форм собственности, и исходя из климатических условий, установлены следующие сроки наступления сезонов:
● зимнего — с 26 октября по 25 марта;
● весеннего — с 26 марта по 25 мая;
● летнего — с 26 мая по 31 августа;
● осеннего — с 1 сентября по 25 октября.
Это означает, что если обувь или одежда были куплены заблаговременно к сезону, гарантийный срок отсчитывается с наступления сезона, соответствующего назначению товара, с учётом климатических условий региона.
* На основании ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
► потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
► потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
► потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
► потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
► отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
ВНИМАНИЕ! Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Если гарантийный срок истёк, потребитель всё равно может предъявить требования в течение двух лет, но только при условии, если докажет, что дефекты возникли до передачи товара или по причинам, имевшим место до его передачи.
Если повреждения товара вызваны несоответствующим хранением или неправильной эксплуатацией, вернуть деньги или обменять товар не получится.
* Новые приобретённые изделия, которые не подошли покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (ст.25 Закона), продавец должен принять в течение 14 дней с момента покупки товара при условии сохранения товарного вида и ярлыков. Отказать в обмене товара или возврате денежных средств (при невозможности заменить товар) могут при наличии явного износа, самостоятельного ремонта покупателем или механических повреждений, причинённых самим потребителем.
Претензия по поводу выявленных в товаре недостатков с соответствующим требованием оформляется в двух экземплярах: один остаётся у покупателя, второй — у продавца. При отказе работников магазина принять документ претензию можно отправить почтой заказным письмом либо иным способом, позволяющим отследить получение (это может быть адрес электронной почты, указанный в выписке из ЕГРИП или ЕГРЮЛ). Аналогичным образом оформляется заявление на обмен товара по ст.25 Закона.
В случае неправомерного отказа от выполнения законных требований потребителя, разрешение спора по существу осуществляется в суде.
Правила оформления и предъявления иска установлены гл.12 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ).
Исковое заявление может быть направлено в суд по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора, либо по месту жительства потребителя. При обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав (ст.17 Закона).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, в ходе судебного рассмотрения дела каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В случае реализации права на судебную защиту, защита потребительских прав Управлением возможна в порядке, предусмотренном ст.47 ГПК РФ в ее взаимосвязи со ст.40 Закона, согласно которым, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывайте сезонность при покупке одежды и обуви, чтобы не столкнуться с трудностями при гарантийном обслуживании.