Планирование и организация деятельности в сфере защиты прав потребителей в 2011 году осуществлялись в соответствии с основными направлениями деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В центре внимания в работе по обеспечению эффективной защиты потребительских прав граждан в течение всего года находилось выполнение программных мероприятий ведомственной целевой программы «Организация и обеспечение деятельности системы контроля за соблюдением прав потребителей в Кировской области (защита прав потребителей)».
Основные усилия по решению задач по осуществлению государственного надзора за соблюдением на потребительском рынке товаров и услуг прав потребителей были сосредоточены на актуальных и значимых для населения направлениях.
Организация административного вмешательства в предпринимательскую деятельность (в особенности малого и среднего бизнеса) строилась в соответствии с требованиями законодательства об оптимизации государственного контроля и неукоснительном соблюдении требований законности.
В 2011 году при проведении 1028 плановых и внеплановых проверок (в 2010 году проведено 1182 проверки) Управлением Роспотребнадзора по Кировской области (далее – Управление) было выявлено 1746 нарушений прав потребителей (в 2010 году выявлено 1496 нарушений).
По фактам выявленных нарушений прав потребителей в 2011 году Управлением было вынесено 999 постановлений о назначении административного наказания на сумму 1 млн. 598,9 тыс. руб. (в 2010 году возбуждено 973 дела на сумму 1 млн. 393 тыс. руб.), хозяйствующим субъектам выдано 206 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей (в 2010 году - 225 предписаний).
Несмотря на относительное снижение количества проведенных мероприятий, вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о повышении качества проводимых мероприятий.
При этом благодаря активной надзорной деятельности Управления в 2010 году, уменьшилось общее количество обращений потребителей по фактам нарушения их прав.
Так, в течение 2011 года всего поступило 799 письменных обращений потребителей, что на 178 обращений меньше аналогичного показателя в 2010 году (977 обращений).
Вместе с тем увеличилось число соответствующих письменных обращений граждан в сфере ЖКХ (2010 год – 180, 2011 год – 214) и услуг связи (2010 год – 72, 2011 год – 76).
При этом отмечается снижение письменных обращений граждан по поводу нарушения их прав кредитными организациями (с 97 в 2010 году до 58 в 2011 году), и относительное снижение названных обращений в сфере оказания туристских услуг (с 8 в 2010 году до 5 в 2011 году).
Несмотря на снижение количества обращений, в 2011 году Управлением более активно реализовывались полномочия по защите прав потребителей в рамках проведения административных расследований – за прошлый год проведено 224 административных расследования в сфере защиты прав потребителей, из числа которых 217 по обращениям граждан (в 2010 году проведено 51 расследование).
Как и прежде специалистами Управления в постоянном режиме, в ходе проведения проверок и административных расследований в отношении предприятий торговли, контролировалось соблюдение сроков годности, условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья, анализировалась сопроводительная документация, проводился отбор продуктов питания для проведения лабораторных исследований на их соответствие требованиям нормативной документации, в том числе и по показателям безопасности.
В прошлом году сохранялась тенденция по выявлению недоброкачественных продуктов питания – если в 2010 году из проверенных 100 тонн продовольственных товаров изъято из оборота 2,8 тонн (2,8 %), то в 2011 году из проверенных 101,77 тонн продукции изъято из оборота 2,75 тонн (2,7%).
Несмотря на относительное снижение в 2011 году объема проинспектированных непродовольственных товаров, с 27 % до 28,3 % увеличилось количество изъятой из оборота продукции – из 14724 проверенных условных единиц непродовольственных товаров, изъято из оборота 4170 условных единиц (в 2010 году 25797 проверено, 6855 – изъято).
В 2011 году Управлением проверены хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в наиболее проблемных и актуальных сферах потребительских правоотношений:
– 40 проверок и 6 административных расследований в отношении операторов связи (в 2010 году - 28 проверок, 2 административных расследования),
– 75 проверок и 13 административных расследований в сфере ЖКХ (в 2010 году 58 проверок и 5 административных расследований),
– 19 проверок и 14 административных расследований в отношении кредитных организаций (в 2010 году- 23 проверки и 15 расследований),
– 16 проверок и 3 расследования туристских организаций (в 2010 году 16 проверок и 2 расследования соответственно).
По итогам проведения перечисленных мероприятий в названных выше сегментах потребительского рынка Управлением привлечено к ответственности 48 юридических лиц по статьям 14.1 ч.3, 14.4. ч.1, 14.6 ч. 2, 14.7, 14.8 ч. 1 и 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в 2010 году 20 юридических лиц).
Следует отметить, что в прошлом году Управление успешно внедрило в работу практику привлечения операторов связи к ответственности за действия по взиманию с потребителей платежей за оказываемые телематические услуги связи (услуги по обеспечению доступа абонентов к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети «Интернет») в периоды их приостановления.
Так Арбитражным судом Кировской области один из крупнейших операторов связи региона трижды привлекался к ответственности за выявленные Управлением правонарушения.
В ряде случаев Управлением применялись гражданско-правовые меры защиты прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей).
За прошлый год Управлением направлено в суд 9 исковых заявлений в защиту прав неопределенного круга потребителей (в 2010 году также предъявлено девять подобных исков). Данные исковые заявления касались защиты прав неопределенного круга потребителей продовольственных товаров, жилищно-коммунальных услуг и услуг связи.
Из числа указанных исков в настоящее время судами удовлетворено 4 заявления. По 5 исковым заявлениям вынесены определения о прекращении производства по делу, а также решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, которые обжалуются в установленном порядке.
Впервые в своей практике Управлением предъявлено исковое заявление о ликвидации туристической компании, в связи с оказанием услуг потребителям с грубым нарушением законодательства об основах туристской деятельности, а также факту массового отравления детей, отдыхавших на территории Украины в августе 2011 года.
Несмотря на то, что в феврале 2012 года арбитражный суд отказал в удовлетворении требования о ликвидации туристической компании, Управление намерено продолжить практику предъявления исков о ликвидации хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность с грубыми и неоднократными нарушениями законодательства о защите прав потребителей.
В прошлом году увеличилось количество исков, поданных Управлением в защиту прав конкретных потребителей (с 4 в 2010 году до 26 в 2011-м). Из числа поданных исков удовлетворено 23 заявления.
В рамках ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ должностными лицами Управления даны заключения по 117 делам о защите прав потребителей (в 2010 году дано 87 заключений). При этом в 85 случаях требования потребителей были удовлетворены судами.
Вместе с тем, размер денежных средств, присужденных в пользу потребителей в 2011 году, значительно снизился (с 1 млн. 300 тыс. руб. в 2010 году до 237,7 тыс. руб.).
Указанные обстоятельства явились следствием резкого изменения судебной практики по делам о взыскании с кредитных организаций незаконно полученных комиссий за обслуживание ссудного счета, а также иных комиссий, незаконно навязываемых банками при заключении договоров на оказание финансовых услуг.
Здесь следует отметить, что в 2011 году арбитражные суды Волго-Вятского округа, поддержали позицию Управления по ряду ключевых вопросов защиты прав потребителей финансовых услуг:
1. Незаконное взимание банками комиссии за ведение (обслуживание, открытие и проч.) ссудного счета по кредитному договору – включение в договор соответствующих условий;
2. Нарушения, касающиеся включения в договор положений о взимании банками различного рода платежей за предоставление денежных средств по кредитному договору (периодические и единовременные платежи за предоставление кредита, за рассмотрение заявки на получение кредита и проч.);
3. Нарушения, касающиеся включения в договор положений предоставляющих кредитным организациям право на одностороннее изменение условий договора (одностороннему изменению процентных ставок, тарифов по договору и прочих условий);
4. Нарушения, касающиеся включения в договор положений о «договорной подсудности» (разрешения всех споров (либо споров по искам банков) по месту нахождения банка, либо его филиала (представительства);
5. Нарушения, касающиеся включения в договор положений о праве банка предъявить требование о досрочном исполнении обязательств по возврату кредита (право на одностороннее расторжение договора) в случае:
- ухудшения финансового положения заемщика,
- в случае нарушения положений кредитного договора об обязательном пролонгировании договора страхования (что подтверждает факт навязывания услуг по страхованию)
- в иных случаях, отличных от обстоятельств, перечисленных в ст. 811, 814 Гражданского кодекса РФ;
6. Неправомерность условий кредитного договора о запрете досрочного возврата кредита в течение определенного времени, а также взимание банком комиссии, штрафов или иных платежей за досрочный возврат кредита;
7. Включение в договор условий, обязывающих заемщиков в целях предоставления кредита заключать самостоятельные договоры личного страхования;
8. Необоснованное включение в договор положений, согласно которым заемщик считается исполнившим обязательства по погашению очередного платежа с момента поступления денежных средств на счет кредитной организации.
Вместе с тем, судебные органы общей юрисдикции области (мировые и районные суды) в перечисленных вопросах занимают сторону не потребителей, а кредитных организаций – практика по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, сложившаяся в судах общей юрисдикции Кировской области с начала 2011 года прямо противоположна позиции Верховного суда РФ, изложенной в постановлении от 17.05.2011 по делу № 53-В10-15, а также общероссийской практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
В связи с этим возникла противоречивая ситуация, когда фактам правонарушений, выявленным Управлением в ходе проверок и расследований кредитных организаций, арбитражными судами даётся должная правовая оценка (в пользу потребителей), однако фактически защитить свои права граждане не могут – поскольку суды общей юрисдикции в большинстве случаев занимают позицию банков.
Несмотря на это Управлением предпринимаются необходимые усилия по оказанию гражданам всей необходимой правовой помощи, связанной с обжалованием подобных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.
В прошедшем году активно осуществлялась просветительская деятельность в сфере защиты прав потребителей.
Здесь наиболее активную работу проводили ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», Вятская торгово-промышленная палата, департамент развития предпринимательства Кировской области, общественные объединения потребителей. Кроме того, были задействованы различные органы исполнительной власти Кировской области и органы местного самоуправления.
В прошедшем году проведен целый ряд мероприятий в рамках празднования Всемирного дня защиты прав потребителей, Года ребенка в Кировской области, Месячника правового воспитания населения Кировской области.
На 2012 год органами и организациями Роспотребнадзора также запланирован и проводится большой объем просветительских мероприятий, приуроченных к 20-летию принятия закона о защите прав потребителей и празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей.
Так, на начало апреля текущего года в г. Москве, на базе Роспотребнадзора, запланировано проведение Международной конференции, посвященной 20-летию принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в которой примут участие специалисты территориальных органов и подведомственных организаций Роспотребнадзора, представители Совета Федерации, Государственной думы РФ, Общественного Совета РФ, органов судебной власти РФ, общественных объединений потребителей России и стран СНГ, а также бизнес-сообществ РФ.
На конференции планируется обсуждение ключевых вопросов защиты прав потребителей в наиболее проблемных сферах потребительских правоотношений, а также анализ международного опыта по решению обозначенных проблемных аспектов.
Об итогах участия специалистов Управления в работе международной конференции будет сообщено дополнительно.